Каждые четыре года швейцарцы избирают депутатов двухпалатного парламента. Национальный совет, большая палата, состоит из 200 депутатов, представляющих 26 кантонов пропорционально их населению. Поэтому кантон Цюрих с населением более миллиона имеет 34 депутатских кресла, а кантон Ури, с населением в 36 тыс. человек, только одно.
На первый взгляд, это очень несправедливо, потому что, имея больше голосов, Цюрих всегда будет переигрывать Ури. Чтобы выровнять шансы больших и малых кантонов в составе парламента, есть вторая, малая палата – Совет кантоновВнешняя ссылка. Она состоит из 46 депутатов, по два от каждого кантона и по одному от полукантона. Для принятия закона нужно согласие обеих палат. Называть их верхней и нижней неверно.
Принцип равенства политических шансов больших и малых кантонов очень важен для страны и ее истории. Но не устарела ли такая система?
Конечно устарела. Это тупо содранная с США образца 1787 года, самая первая (по сути пробная) версия парламента. Неоптимизированная под партии. Чтобы был баланс между кантонами (регионами) нужно чтобы парламент был однопалатным ("сенаторы" и "депутаты" вместе в одном зале работают вместе), и ровно половина парламента избиралась исходя из численности населения, а ровно половина исходя из количества регионов. Тогда будет баланс между крупными регионами и мелкими, не будет ущемления прав кого-то. Сделать это можно нижеследующим образом. Кратко: однопалатный парламент, сенаторы и депутаты находятся в одном зале и работают вместе. Их равное количество. Сенаторов выбирают не мажоритарной а пропорциональной системой, но рассчитывается математически с учетом количества регионов, а не численности населения (по формуле ниже)
Если использовать пропорциональную систему голосования опираясь на общую численность населения всей страны (не учитывая количество регионов) - крупные регионы всегда будут иметь преимущество в парламенте, всегда будут иметь большинство (чем больше в твоем регионе численность населения тем больше веса в парламенте ты получишь). Большие регионы в итоге начинают выжимать все соки из мелких регионов (переманивать людей, специалистов, навязывать свои бизнесы, банкротить местные бизнесы). Все партии тут будут в первую очередь целиться на самые крупные регионы (с самой большой численностью населения), будут выстраивать политику чтобы набрать здесь самое большое количество голосов. Мелкие регионы остаются за бортом.
В противовес этому можно проводить голосование опираясь на количество регионов (как выбирают сенаторов в сенат). В такой системе голосования каждый мелкий регион получают ровно такую же власть как и самый крупный. Но в итоге мелкие регионы будут иметь большинство и начнут высасывать соки из крупных. Поэтому и нужно чтобы половина парламента выбиралась исходя из общей численности населения (как выбирают классических депутатов), а половина опираясь на количество регионов (как выбирают депутатов-сенаторов).
Пример: В стране есть три партии: синие, красные и зеленые. Также в стране есть три региона: маленький (здесь живет 10% населения страны), средний (30% населения страны) и большой (60% населения страны). Партия синих всегда выстраивает свою предвыборную кампанию целясь на мелкие регионы. Партия красных выстраивает кампанию всегда целясь на самые крупные регионы. Зеленые стараются занять промежуточное положение.
Результаты выборов оказались следующими: В маленьком регионе: синие набрали 50% голосов, зеленые - 35% голосов, красные 15% голосов. В среднем регионе: синие набрали 35% голосов, зеленые - 35% голосов, красные 30% голосов. В большом регионе: синие набрали 15% голосов, зеленые - 35% голосов, красные - 50% голосов.
Если формировать парламент опираясь на численность населения (выборы классических депутатов-конгрессменов), тогда формула: Синие в маленьком регионе получают: 10%*0,5=5 Синие в среднем регионе получают: 30%*0,35=10,5 Синие в большом регионе получают: 60%*0,15=9 Синие всего получают: 5+10,5+9=24,5 места
Зеленые в маленьком регионе получают: 10%*0,35=3,5 Зеленые в среднем регионе получают: 30%*0,35=10,5 Зеленые в большом регионе получают: 60%*0,35=21 Зеленые всего получают: 3,5+10,5+21=35 мест.
Красные в маленьком регионе получают: 10%*0,15=1,5 Красные в среднем получают: 30%*0,30=9 Красные в большом получают: 60%*0,5=30 Красные всего получают: 1,5+9+30=40,5 мест
Если формировать парламент опираясь на количество регионов (выборы классических депутатов-сенаторов), тогда формула: Синие в маленьком регионе получают: 33,3%*0,5=16,65 Синие в среднем регионе получают: 33,3%*0,35=11,655 Синие в большом регионе получают: 33,3%*0,15=4,995 Синие всего получают: 16,65+11,655+4,995=33,3 места
Зеленые в маленьком регионе получают: 33,3%*0,35=11,655 Зеленые в среднем регионе получают: 33,3%*0,35=11,655 Зеленые в большом регионе получают: 33,3%*0,35=11,655 Зеленые всего получают: 11,655+11,655+11,655=34,965 мест.
Красные в маленьком регионе получают: 33,3%*0,15=4,995 Красные в среднем регионе получают: 33,3%*0,3=9,99 Красные в большом регионе получают: 33,3%*0,5=16,65 Красные всего получают: 4,995+9,99+16,65=31,635 мест
Т.е. в зависимости от способа подсчета голосов получается абсолютно разная картина парламента. Когда половина парламента выбирается с учетом на общее население страны, а половина парламента выбирается с учетом только количества регионов, одни партии будут выстраивать свою программу целясь на мелкие регионы, а другие партии на крупные. Это создаст большую конкуренцию и даст баланс сил. При этом не будет использоваться устаревшая 200 лет назад мажоритарная избирательная система (которая выкидывает часть голосов). Будет использоваться только современная пропорциональная система (которая учитывает 100% голосов).